Copycat: что такое «фабрики клонов» и как с ними бороться - SHAREWOOD.BIZ - Платное теперь бесплатно | Скачать курсы, книги, обучения с шервуда и складчика!
  • ПРОВЕДИ ЛЕТО С ПОЛЬЗОЙ
    ВЕЧНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ КУРСАМ СО СКИДКОЙ 40%
    • 90000 КУРСОВ
    • ПРЕМИУМ ЧАТ
    • ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ КУРСЫ
    • ОБНОВЛЕНИЕ ССЫЛОК

    оформить подписку! Отзывы

Шервудский вестник Copycat: что такое «фабрики клонов» и как с ними бороться

  • Автор темы Arsenn32
  • Дата начала

Arsenn32

Премиум
Активный участник
Регистрация
8 Янв 2019
Сообщения
7.863
Лайки
342.654
#1
Хорошую идею для нового продукта или услуги может скопировать кто угодно — этого нельзя избежать, но можно защититься.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-png.19370


Основной совет стартапам и корпорациям, который дают бизнес-школы — сосредоточиться на инновациях. Но при запуске компании вполне может случиться так, что улучшение существующей идеи становится выгоднее и проще, чем создание с нуля чего-то нового.

На основе «подражания» разработан copycat — метод ведения бизнеса, получивший распространение в технологической сфере. Для запуска клона приложения, сервиса или продукта нужно меньше средств и времени, а первоначальные инвестиции привлекаются легче, потому что работоспособность идей уже доказана.

Всегда проще создать компанию, которая пытается улучшать существующую идею.
Пол Браун
автор книги "Just Start"​
Copycat — это стартапы, которые копируют технологию и бизнес-модель уже созданной успешной компании, открывают аналогичный бизнес на другом рынке и оперативно масштабируются. Когда оригинальная компания расширяется, она вынуждена выкупить стартап или конкурировать с ним.

Rocket Internet
На механике клонирования бизнесов построены «фабрики клонов», родоначальником которых является Rocket Internet. Это стартап-инкубатор, основанный тремя братьями-немцами — Марком, Оливером и Александром Самвером. В качестве бизнес-модели они выбрали клонирование успешных интернет-компаний США и Германии.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-jpg.19371

Марк, Оливер и Александр Самверы

Первыми «жертвами» Rocket Internet стали компании eBay и Groupon. 1 марта 1999 года инкубатор запустил Alando.de — аналог eBay в Германии, который активно наращивал аудиторию. Чтобы исправить ситуацию, основатель eBay Пьер Омидьяр прилетел в Берлин 21 мая на переговоры, а 30 мая Alando был продан за $43 млн.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1-jpg.19372


Alando копировала даже цвета логотипа eBay.

Стартап CityDeal, аналог Groupon, был продан «оригинальной» компании за $170 млн через пять месяцев после создания. Стратегия Rocket Internet стала выигрышной.

С 2007 года Rocket Internet поддержала 75 стартапов-клонов в 50 странах, среди которых Lilio — Amazon для мексиканцев, Zalora — Zappos для малазийцев, JustTaxi — Uber для нигерийцев и Lamoda — аналог интернет-магазина Zalando для России. Суммарный доход всего портфолио Rocket Internet в 2017 году составил $2,4 млрд.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2-jpg.19373


В отличие от Кремниевой долины, где основная идея успешных стартапов — оригинальность, Rocket Internet берёт успешный бизнес и поддерживает аналогичный стартап, который запускается на развивающихся рынках. В течение шести месяцев определяется — стартап будет «жить» или закроется.

Братья Самверы считают, что все успешные бизнес-идеи уже заимствованы у других, и возможность перенести технические разработки на развивающиеся рынки — серьёзный вызов. «Каждая новая компания похожа на катер, и мы хотим, чтобы они стали авианосцами», говорят братья.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1-png.19374


В мировом технологическом сообществе Rocket Internet известна агрессивным маркетингом и способностью выходить на новые рынки с вытеснением местных конкурентов. Если стартап «выстреливает» — братья Самверы продают пакет акций инвесторам или крупным мировым конкурентам, которым нужно расширяться глобально. Часть акций отправляют в собственную инвестиционную компанию.

Берлинский инвестор Кристоф Ф. Мейр считает, что Rocket Internet разрушает всю индустрию венчурного капитала. Успех компании прямо зависит от чужих идей, что, по мнению Мейра, поднимает вопрос о ценности Rocket Internet как самостоятельной компании. Стартапы Rocket могут свободно копировать существующие технологические компании до тех пор, пока не нарушают патентное право, но они ничего не изобретают сами.

Большая часть успешных проектов Rocket Internet — стартапы в сфере электронной коммерции. Остальные направления быстро проваливаются или начинают тяжёлую борьбу с лидерами рынка. К примеру, Airbnb отказаласьпокупать Wimdu — британскую копию сервиса от Rocket Internet и решила конкурировать с ней.

40 клонов Uber
общей стоимостью $7 млрд запущено в 2015 году​
Ещё одна проблема Rocket Internet — время. Новые стартапы Кремниевой долины сразу запускаются в нескольких регионах. Это сокращает время, за которое Rocket Internet должна разработать или найти похожий сервис, профинансировать его и укрепить в других странах, куда ещё не добрался стартап.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2-png.19375


FastLane Ventures
Российский венчурный фонд Fastlane Ventures действовал по схожему с Rocket Internet принципу. Компания выбирает перспективные сегменты российского потребительского рынка и рынка электронной коммерции и создает аналоги успешных бизнес-моделей западного рынка.

Среди успешно реализованных проектов FastLane Ventures – Sapato, клон онлайн-магазин обуви Zappos, проданный в 2012 году Ozon Group, а также сервис продажи подержанных автомобилей CarPrice, клон сервиса SellAnyCar. В 2018 году CarPrice вошел в группу самых перспективных европейских компаний, с потенциалом превысить стоимость в $1 млрд. CarPrice основалгенеральный директор ecommerce-платформы KupiVip Оскар Хартман.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-3-png.19376


KupiVip
В 2008 году Оскар Хартман запустил KupiVip – закрытый шоппинг-клуб с распродажами, основанный на корпоративных стратегиях немецких производителей одежды, аналог американской Gilt Groupe.

KupiVip продает складские остатки модных брендов через интернет-магазин, предлагая пользователям скидки на короткий срок. Аналогичные платформы доказали свой потенциал во Франции, Англии, Германии и США.

Сейчас KupiVip работает на рынках России, Белоруссии и Казахстана, в 2018 году капитализация компании составила $169 млн.

Instagram и Snapchat
В 2012 году Facebook купила Instagram за $1 млрд, а в 2013 году хотела приобрести Snapchat, но руководство сервиса не согласилось и решило конкурировать. В 2016 году Snapchat выпустил функцию Stories — короткие публичные видео и фото, которые удаляются через 24 часа после отправки. Функцию быстро скопировали и интегрировали в Instagram и Facebook.

За год с момента запуска Instagram Stories аудитория выросла до 250 млн человек, тогда как рост пользователей Stories в Snapchat снижается.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-3-jpg.19377


Apple и Xiaomi
В 2014 году главный дизайнер Apple Джони Айв назвал бизнес китайской компании Xiaomi «воровством». Xiaomi начинала с прошивок MIUI для Android, копирующих внешний вид iOS и Samsung TouchWiz, а в 2011 году выпустила первый смартфон. Компания сделала ставку на доступность прошивки, которую можно было установить на большинство популярных аппаратов, скорость работы и низкую стоимость собственных устройств.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-4-jpg.19378


Xiaomi использовала наработки Apple как в области дизайна, так и в области технологий и реагировала на технологические новинки, к примеру, выпустила аналог iPad с Retina-экраном, ТВ-приставку, роутеры, мыши и ноутбук, внешне похожие на устройства Apple. Также Xiaomi использовала похожее наименование устройств. Презентации новых устройств глава Xiaomi Лэй Цзюна проводит в черной водолазке и джинсах, как это делал Стив Джобс.

Indiegogo и Kickstarter
Из-за своей распространённости Kickstarter, запущенный в 2009 году, считается основоположником краудфандинговых площадок. К концу 2017 года проекты на Kickstarter собрали в общей сложности более $3,2 млрд. Свой бизнес с кампаний на Kickstarter начали проекты Pebble Watch и Oculus Rift. Но Indiegogo запустился раньше — в 2008 году, — за год до того, как появился Kickstarter.

Оба сайта провели более 100 тысяч кампаний, и с 5% комиссией, которые забирает площадка в случае успешного финансирования, позволила зарабатывать миллионы обоим. Но Kickstarter стал популярнее и масштабнее.

Популярность Kickstarter иногда оборачивается проблемой для его пользователей — клонированием идей. Пока предприниматель собирает деньги, китайцы уже продают клоны на AliExpress.

Copycat в Китае
В 2015 году израильский предприниматель Йекутиэль Шерман придумал чехол со встроенной селфи-палкой: разработал прототип и запустил кампанию по сбору средств на Kickstarter.

f72e102e8af7b46a936ed7cb37849330-png.19379


Через неделю после запуска кампании Шерман обнаружил, что на Aliexpress продают аналогичные чехлы с таким же названием — Stickbox по более низкой цене в $10 вместо запланированных $47.

Китайские плагиаторы — это реальность, с которой столкнулись стартапы и зарубежные производители. Есть несколько вариантов плагиата:

  • Производство поддельной продукции, похожей на товары известных брендов. К примеру, одежду и обувь.
  • Воровство перспективных идей. Китайский производитель разбирается в тонкостях работы и производства продукта и выпускает идентичные изделия по низкой цене.
  • Перепроизводство товаров зарубежных компаний с последующей перепродажей излишков на своих площадках.
%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-5-jpg.19380


Фабрики и инженеры ищут перспективные идеи на Amazon, Taobao или Kickstarter, обмениваются идеями и начинают производство. По словамспециалиста по защите интеллектуальной собственности между китайскими и американскими производителями Сун Чжу, китайских партнёров не пугает перспектива судебных исков. В Китае сотни небольших фабрик, на борьбу с которыми придётся потратить слишком много времени и денег.

Раньше компания или предприниматель могли долгое время патентовать идею, совершенствовать дизайн и выводить продукт на рынок через несколько лет. Для производства заключались контракты с санкциями в случае разглашения коммерческой тайны, подбирались компоненты и налаживался процесс логистики — это предотвращало утечку информации конкурентам.

Производство электронных компонентов практически полностью перешло в Китай: заводы находятся во временных сооружениях, стоимость рабочей силы уменьшилась, а разработкой и продажей компонентов занимаются сразу несколько компаний. Удачные идеи, которые можно просто реализовать физически, быстро попадают на рынок.

%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-6-jpg.19381


Что делать с копированием
Издания Forbes и QZ приводят советы по борьбе с «фабриками клонов».

  • Смиритесь с подражанием. Клонов не нужно бояться — принимайте активное участие в гонке технологий и нововведений.
  • Конкуренцию нельзя игнорировать или недооценивать. Компании, создающие клоны популярных продуктов, могут развиваться быстрее и быть лучше, чем кажется на первый взгляд. Рынок может признать, что ваша компания была первой, но этого будет недостаточно, чтобы продолжить зарабатывать и развиваться.
  • Конкурировать по стоимости не выгодно: конкуренты-клоны могут демпинговать или не понимать реальной стоимости продукта и свои затраты.
  • Всегда будьте близки с важными клиентами. Они определят, что нужно дополнить в продукте или услуге и сформулируют основные проблемы, которые нужно решить. Легче решать проблемы для уже существующей потребности рынка, чем создавать новые идеи и выдумывать проблемы там, где их может не быть.
  • Клиенты могут рассказать о будущем рынка и том, какие продукты на этом рынке потребуются. Ваша задача — реализовать эти продукты.
  • Новые продукты на рынке нужно выпускать как можно быстрее — помните, что их скопируют так же быстро.
  • Используйте инструменты авторского права. Товарные знаки, авторские права и патенты помогают защитить идеи, технологии и продукцию компании. Они не отпугнут всех желающих скопировать, но помешают им.
  • Патенты должны быть международными: действовать действовать в США и Китае, и всех других странах, где планируется продажа продукта.
  • Используйте социальные сети. Чтобы закрепиться в умах людей нужно использовать любые способы. Рассказывайте о работе компании в блогах, социальных сетях, тематических площадках. Чем больше компания, тем сложнее ей сохранять «лицо» — пишите оригинально, честно и часто. Люди любят открытость и прозрачность. Чем больше активность — тем сильнее запомнят ваш бренд. Это требует творчества, усилий и времени, но с правильной кампанией можно добиться признания компании в сети, а любое копирование будет вызывать сравнение в пользу более популярной компании.
  • Как можно быстрее налаживайте отношения с розничными сетями. Работа с ритейлом может затянуться на любом процессе: переговоров, добавления товара в базу, логистика.
  • Продолжайте развиваться, улучшайте продукт, обслуживание, логистику. Попытайтесь снизить цену, сосредоточившись на производственных процессах. Привлечь клиентов легче, если продукт будет с более низкой маржой, но более доступный для потребителей. Любые возможности в продукте или услуге должны работать как заявлено — подражатели будут получать худшие отзывы.
  • Качественно обслуживайте клиентов. Общайтесь с ними в соцсетях, продумайте процесс возврата средств или товара по гарантии, устраивайте акции и не бросайте клиентов. Если вы полюбите свою аудиторию — аудитория полюбит вас и не взглянет на копировальщиков
  • Заключайте соглашения с лидерами рынка. Вы защитите свой продукт от конкуренции: партнёры не конкурируют, а помогают друг другу.
  • Осторожно пользуйтесь краудфандингом. Если продукт получает большое внимание — нужно позаботиться о том, чтобы отправить его вовремя и в нём не было технических проблем. Кампания по сбору средств может стать хорошей маркетинговой акцией, или уничтожить вашу компанию.
  • Заключайте дополнительные «запретные соглашения» с потенциальными китайскими партнёрами до того, как поделитесь с ними интеллектуальной собственностью. Контракты должны «запрещать использовать» интеллектуальную собственность после ознакомления по усмотрению производителя, «запрещать разглашать» информацию другим компаниям и «запрещать обходные пути» по производству дополнительной партии продукции.
  • Инвестируйте в уникальное программное обеспечение. К примеру, Apple монополизировала операционную систему для своих устройств.
  • Инвестируйте в маркетинг и бренд. GoPro заработала репутацию качественных камер среди фотографов и спортсменов — это позволяет бороться с другими производителями.
  • Разрабатывайте сложные технические инновации, которые замедлят копирование, или от него полностью откажутся из-за нерентабельности. К примеру, гонконгский стартап Native Union разработал чехлы для смартфонов из итальянского мрамора стоимостью в $80. Материал сложно обрабатывать, для этого нужны специалисты и особые станки, поэтому производить его клонов невыгодно.
 
Сверху Снизу